храм нач.XXв.

откуда есть пошел приход храма Рождества Богородицы

…или история прихода с.Суходол-Кишкино от древности до начала XX века

Поселения на территории нашего сельского округа существовали с глубокой древности. Со временем появлялись при них и христианские храмы. Но при этом надо сказать, что населявшее бассейн реки Оки (р.Упа – её приток) племя вятичей дольше других славян выходило из язычества к свету веры Христовой.

К. Лебедев. Проповедь христианства. 1908

К. Лебедев. Проповедь христианства. 1908

Археологические находки под Тулой показывают, что окончательно христианство закрепилось здесь лишь к XIV веку. Документальных данных о тех временах совсем не много. Самое раннее упоминание: о сожжении в 1334 году татарским отрядом городка Лобына, который находился совсем рядом с современной деревней Лобынки. Не исключено, что в этом городке-вотчине рязанских князей тогда уже существовал православный храм.

На данный момент документально можно проследить историю существования прихода с.Кишкино и окрестных деревень с конца XVI – начала XVII веков. Связано это с тем, что царь Иван Грозный создал, а его приемники активно развивали широкую полосу обороны от регулярных грабительских набегов крымских татар – Большую Засечную черту, в которую входила Тула и территория наших деревень. Города и селения при засеках являлись пограничными, находились на окраине Московского царства и потому в летописях того времени назывались украинскими или украинными. Южнее уже находилось так называемое Дикое поле. Вдоль правого берега р.Упы проходил Муравский шлях – основной путь татарских отрядов. В то неспокойное время местное население обеспечивало содержание ратных людей и поддерживало в должном состоянии оборонительные укрепления. До конца XVII века Тульские засеки имели большое оборонное значение.

лучник татарский  Тревога на пограничном карауле

засеки

Известны первые упоминания наших деревень Кишкино, Лобынки, Фалдино, Стрекаловка, Плужниково и Фроловка в документе 1628 года («Писцовые книги» Заупского стана Тульского уезда). Кишкино в нём названо деревней, но надо понимать, что современное Кишкино также включает в себя бывшую д. Хрущёвка и так называемую поповскую слободку, упоминаемую в другом документе XVII века как погост на Суходоле. О деревне Прилепы же имеются достоверные сведения лишь в конце XVIII века как о сельце под названиями Астебное и Остребное. Но до этого по неподтверждённым данным в районе современной деревни Прилепские Выселки находился погост с храмом Троицы Живоначальной.

Тульское наместничество_1792 окрестности с.Кишкино руб.XVIII-XIXвв. (План ген. межевания)

карты  окрестностей с.Кишкино руб.XVIII-XIXвв.

Наиболее обширную информацию по дальнейшей истории храма и прихода с. Кишкино можно найти в труде преподавателя Тульской семинарии П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» 1895 г. Приведём здесь заметку целиком и в дореволюционной орфографии (надеемся, у читателей не возникнет с этим проблем):

«Село Суходолъ-Кишкино находится въ 14 верстахъ отъ г. Тулы, въ ровной мѣстности, окруженной казенными и владѣльческими лѣсами. Приходъ этого сѣла составляютъ село Кишкино и деревни: Лутовиново, Крюковка, Хрущевка, Прилепы, Пиваловка, Фалдино, Стрекаловка, Фроловка. Общее число прихожанъ простирается до 890 душъ муж. и 920 жен. пола. Кромѣ земледѣлія, коренного занятія прихожанъ, между ними развиты слѣдующіе ремесленныя занятія и мастерства: гармонное, слесарное, самоварное, кровельное, малярное, телѣжное и кирпичное.

Исторія первоначальнаго образованія Суходольского прихода, какъ видно изъ письменныхъ данныхъ, хранящихся въ церковномъ архивѣ, относится къ XVII вѣку, ко времени царя Михаила Ѳеодоровича Романова. Въ упомянутомъ архивѣ находится, между прочимъ, слѣдующая историческая замѣтка: «Погостъ на Государеве цареве и Великаго Князя Михаила Ѳеодоровича всея Руси землѣ на Суходоле на рѣчкѣ Свинкѣ, а на погостѣ церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, деревяна клецки, а церковь и всякое строеніе мірское. Пашни паханные добрые земли 25 четвертей, да сена 25 копенъ, лѣсу около усадьбища 3 десятины». Изъ приведенной замѣтки очевидно, во 1-хъ, что приходъ Суходольскій былъ уже извѣстенъ въ первой половинѣ XVII вѣка и, во 2-хъ, въ отличіе отъ современнаго названія (Суходолъ-Кишкино), онъ именовался погостомъ на Суходоле. Первое изъ этихъ названій, безъ сомнѣнія, дано по мѣсту поселенія при церкви домовъ священно-церковно-служителей, быть можетъ, единственныхъ въ то время, за исключеніемъ «двухъ дворовъ бобыльскихъ», равно и по смежности съ церковью приходскаго кладбища, обыкновенно называемаго у насъ погостомъ; второе же названіе (Суходола) дано по двумъ урочищамъ, большимъ и малымъ вершинамъ, расположеннымъ вблизи погоста и до сего времени называемымъ Суходоломъ.

карта окрестностей с.Кишкино конца XIX в.

карта окрестностей с.Кишкино конца XIX в.

Нынѣшнее же названіе Суходолъ-Кишкино усвоено ему приблизительно въ 1787-88 годахъ, ко времени устройства новаго каменнаго храма, въ замѣнъ сгорѣвшаго деревяннаго, въ сельцѣ Кишкинѣ, имѣніи храмостроителя, гвардіи поручика, Михаила Ивановича Хрущева. Упомянутый храмъ, существующій доселѣ, былъ оконченъ постройкой и освященъ въ честь Рождества Пресвятой Богородицы въ 1791 году. Оставаясь въ общемъ видѣ неизмѣннымъ, онъ получилъ въ 1833 году существенное дополненіе въ трапезной части храма, въ которой средствами землевладѣльца сельца Лутовинова, Дмитрія Андреевича Засецкого, устроены были два придѣльныхъ алтаря: правый – имени св. Дмитрія Ростовскаго и лѣвый – имени св. великомученицы Варвары. А въ 1880 г. эта часть храма была приспособлена къ отопленію въ зимнее время. На содержаніе храма имѣется капиталъ 845 руб. 83 коп. Причтъ храма состоитъ изъ священника, діакона и псаломщика. Средствами содержанія ихъ служитъ причтовый капиталъ изъ 1085 руб. и церковная земля въ количествѣ 128 десятинъ 1171 кв. сажени, изъ которыхъ 45 д. при рѣкѣ Упе, въ 3 верстахъ отъ храма, а остальная земля при усадьбахъ причта. Въ частности, земли числится: луговой 10 д., лѣсу тоже 10 д., усадебной 3 д., подъ церковью и кладбищемъ 2 д., подъ выгономъ, дорогами и прудомъ 6 дес., остальная полевая. Вся эта земля – даръ царя Михаила Ѳеодоровича Романова и другихъ государей. Почва земли глинистая, съ примѣсью песку и чернозему. При церкви с. Суходолъ съ 1893 года открыта церковно-приходская школа»[1].

Храм окружала ограда с четырьмя угловыми башенками. В её черте хоронили уважаемых прихожан. Церковно-приходская школа находилась рядом с храмом, в ней же была церковная сторожка.

Известны некоторые имена священнослужителей храма Рождества Богородицы, служивших в разное время[2]:

ИВАНОВ Василей, иерей (1782)

ИВАНОВ Иван, второй иерей (1782)

ЗАВЕДЕЕВ Александр Иванович, священник (до 1910)

АНАНСКИЙ Михаил Димитриевич, священник (в Кишкино с 1910 г.), (родился в 1874 году, сын священника села Мясоедово, Дмитрия Тихоновича Ананского) после революции жил в с. Ломинцево, священник Георгиевской церкви. Арестован 15 августа 1937 г. и осужден тройкой УНКВД СССР по Московской области по обвинению в контрреволюционной деятельности. Расстрелян 2 сентября 1937 года. Реабилитирован 01.12.1958 г., занесен в Книгу памяти «Бутовский полигон».

***

ВАСИЛЬЕВ Иван, дьячок (1765)

СЕМЕНОВ Кирила, диакон (ранее 1782)

КИРИЛЛОВ Иван, диакон (1782)

ИВАНОВ Михаил, дьячок (1782)

ГРИГОРЬЕВ Иван, пономарь (1782)

КИРИЛЛОВ Тимофей, второй пономарь (1782)

ГЛАГОЛЕВ Иван Андреевич, псаломщик (1843 – около 1900)

НЕЧАЕВ Николай Иванович, псаломщик (1860–1915)

ЧЕРНОВ Василий Павлович, церковный староста (1886–1916)

СУХОДОЛЬСКИЙ И.Т., пономарь (около 1900)

ЮДИН Сергей Михайлович (1882–?), диакон (1914–1915)

В 1915 году упоминаются учителя Церковно-приходской школы с.Кишкино и 2-ой Министерской школы д.Лутовиново, относившихся к приходу храма Рождества Богородицы:

ДРАЧЕВ Александр Никаноров, учитель ЦПШ с.Суходол-Кишкино (с 1906 г).

Учителя Лутовиновской Министерской школы:

ВОЗДВИЖЕНСКИЙ Георгий Димитриевич (1909–1911),

ВОЗДВИЖЕНСКАЯ Александра Евгеньевна (1910–1915),

ЛИВЕНЦОВА Евгения Сергеевна (с 1915),

КРАСКОВСКАЯ Надежда Александрова (с 1915);

МЕРЦАЛОВА Александра Викторовна, учительница Фалдинской земской школы (с 1914).


С опорой на архивные данные и воспоминания современников был создан рисунок с предполагаемым обликом храма Рождества Богородицы в предреволюционные годы: храм нач.XXв.

Продолжение следует…

[1] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. – С_

[2] Тульский Синодик. Тульская епархия (1558-2009). Сост.: Георгиевская Т.В., Петрова М.В. Тула: АСТРА-ПРИНТ, 2010. — 928 с., илл.

5 комментариев к откуда есть пошел приход храма Рождества Богородицы

  • Галина  говорить:

    Прочитала с большим интересом. Очень важно и познавательно. Большое СПАСИБО!!!

  • Галина  говорить:

    Псалом 102

    Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

  • Галина  говорить:

    Очень понравился рисунок с предполагаемым обликом храма Рождества Богородицы в предреволюционные годы. Я такого не видела на других сайтах. Впечатляет! Спасибо!

    • admin  говорить:

      Рады стараться во славу Божию!
      По милости Вышнего Творца при заступлении Богородицы нашим дерзновенным старанием попытаемся вернуть благолепный облик храму, и главное, его молитвенное наполнение.

  • Галина  говорить:

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
    Благослови, Господи, и помоги нам, грешным, совершить начинаемое нами дело по восстановлению и возрождению храма Рождества Богородицы, во славу Твою.
    Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, веруем объем в души нашей и сердце Тобою реченная, припадаем Твоей благости: помози нам, грешным, сие дело, нами начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>